КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям в освоении Программы.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;
- осуществление индивидуально – ориентированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в ДОУ.
Цель коррекционно-развивающего обучения: обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с нарушением речи и нарушением зрения и оказание помощи детям этих категорий в освоении образовательной программы; создание оптимальных условий для обучения и воспитания детей с нарушением речи и нарушением зрения в соответствии с их возрастными, индивидуально- психологическими и соматическими особенностями и для дальнейшей их социальной адаптации.
Задачи
- определение особенностей организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития,
- дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях окружающего мира, повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи;
- коррекция недостатков познавательной деятельности, развитие мыслительных операций- анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, развитие речи, привитие интереса к занятиям;
- формирование произносительных навыков;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка, фонетического строя языка, связной речи;
- развитие и совершенствование общей моторики, ручной моторики, артикуляционной моторики;
- развитие внимания, памяти, восприятия, обогащение коммуникативного опыта.
Для достижения максимальной эффективности при проведении коррекционно-образовательной работы мы учитываем:
- структуру отклоняющегося развития,
- информацию о здоровье ребенка,
- условия жизни и воспитания в семье,
- возраст ребенка на момент поступления в группу.
В основе коррекционной работы лежит единство 4 функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы.
Направления работы: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
В осуществлении коррекционной работы участвуют все специалисты ДОУ.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательной программой и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Взаимодействие учителя-логопеда (дефектолога) со специалистами осуществляется в следующем:
Учитель-логопед и педагог-психолог (психологическая диагностика, коррекция, определение психологической нагрузки, подготовка консилиумов;
Учитель-логопед и воспитатель (педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в консилиумах);
Учитель-логопед и музыкальный руководитель (педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевое занятие, игры);
Учитель-логопед и инструктор по физической культуре (педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, мелкая моторика, координация движения).
Учитель-логопед проводит максимальную коррекцию недостатков в развитии речи воспитанников, тренирует органы артикуляционного аппарата, проводит работу по совершенствованию слухового восприятия и внимания, проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной адаптации детей, индивидуально консультирует воспитателей и родителей.
Учитель-дефектолог осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей, определяет структуру и степень выраженности имеющихся дефектов, устраняет отклонения в развитии, восстанавливает нарушенные функции, формирует процессы психоречевой деятельности, развивает высшие психические функции, проводит консультации с родителями и воспитателями.
Воспитатель группы по рекомендации учителя-логопеда и учителя-дефектолога проводит коррекционно-развивающую работу с воспитанниками с группой или индивидуально, закрепляет речевые навыки, закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, формирует связную речь, развивает артикуляцию и пальцевую моторику, активизируют словарный запас, включает в непосредственно образовательную деятельность и в самостоятельную деятельность упражнения для развития познавательных психических процессов, взаимодействует с родителями по данному направлению деятельности, консультирует родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.
Музыкальный руководитель определяет и планирует направление педагогической деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, рекомендаций психолога, логопеда, дефектолога, проводит занятия с учетом контингента детей, использует логоритмические занятия, пальчиковую гимнастику, речевые игры, игры на внимание, память, игры-драматизации, тренинги и т . д., соблюдает принцип диагностики и коррекции, способствует автоматизации звуков посредством специально подобранных песен,
Инструктор по физической культуре проводит образовательную деятельность с детьми с учетом их заболеваний, дозирует нагрузку, регулирует дыхание, координирует двигательную деятельность детей, проводит работу по постановке грудобрюшного типа дыхания, закрепляет поставленные логопедом звуки путем проведения игр, совмещающих имитацию движений с произнесением звуков, включает в непосредственно образовательную деятельность и в самостоятельную деятельность упражнения для развития двигательной активности детей, познавательных психических процессов (память, внимание, мышление, воображение) для развития базовых эмоций и коммуникативных навыков.
Педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников, определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной), участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ с учетом индивидуальных особенностей развития личности воспитанников.
Специфика системы работы может быть раскрыта в следующих направлениях:
- в поисках и осуществлении индивидуального подхода к образовательно-воспитательной и психофизической нагрузке,
- в слиянии лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы,
- в соблюдении единого принципа диагностики, коррекции,
- в создании предметно-развивающей среды, в применении специальных пособий,
- в максимальном объединении профессиональных усилий всех специалистов,
- в единстве и соблюдении речевых условий в детском саду и семье,
- в использовании в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками возможностей материально- технического оснащения,
- в соблюдении принципов: системности, периодичности, доступности, развития речевой, слуховой, двигательной, кинестической сфер и т.д,
предупреждения вторичных отклонений, осуществления индивидуального подхода.
Таким образом, коррекционно-развивающая деятельность ДОУ представляет собой целостную систему, которая включает в себя диагностику, профилактику и коррекционно-развивающий аспект.
В ДОУ созданы условия для эффективной коррекционной и оздоровительной помощи детям, имеющим нарушения зрения. Медицинское обслуживание осуществляют медицинские сестры и врач офтальмолог.
Медицинскими сестрами регулярно проводится мониторинг уровня физического здоровья детей, отслеживаются показатели заболеваемости, ведется профилактическая и предупредительная работа по предотвращению заболеваемости детей.
В ДОУ функционируют:
- Кабинет врача-офтальмолога
- медицинский кабинет,
- процедурный кабинет,
- кабинет ортоптического лечения, в котором имеются аппараты для коррекции зрения у детей:
- Синоптофор
- Корректор-локализатор
- Амблиотренер
- Мускултренер
- Макулостимулятор
- Конвергенцтренер
- Бивизиотренер
- «АТОС»
- «АИСТ»
Коррекция нарушений речи.
В нашем дошкольном учреждении работают 3 учителя-логопеда высшей квалификационной категории.
Кабинеты учителей – логопедов расположены на втором этаже зданий ДОУ. В первом корпусе ДОУ - один логопедический кабинет, во втором корпусе – два логопедических кабинета, которые оборудованы необходимыми пособиями и материалами. Программно-методические материалы соответствуют возрастным особенностям, учитывают речевые заключения детей, планируются с учетом ФГОС ДО
В ДОУ № 8 г. Липецка функционирует 1 логопедическая группа и 2 группы комбинированной направленности в целях оказания помощи детям, имеющим нарушения речи.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Несмотря на то, что большинство таких детей способны понимать обращенную к ним речь, сами они лишены возможности в словесной форме общаться с окружающими. Это приводит к тяжелому положению детей в коллективе: они полностью или частично лишены возможности участвовать в играх со сверстниками, в общественной деятельности. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрия. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе.
Коррекционно-речевая работа включает в себя:
*Развитие общих речевых навыков;
*Коррекция звукопроизношения;
*Коррекция слоговой структуры слов;
*Коррекция грамматического строя речи;
*Развитие монологической и диалогической речи;
*Развитие связной речи;
*Развитие мелкой моторики.
Когда необходимо обратиться к логопеду?
"Речь формируется до 5 лет, а значит, раньше идти к логопеду не стоит". Из этой же серии утешительные советы бабушек, знакомых и соседок: «Мальчишки вообще позже начинают говорить», «Зато всё понимает, взгляд какой смышлёный» и пр. А потом пяти, а то и шестилетнего ребёнка с «кашей» во рту приводят к специалисту и просят подготовить к школе. И оказывается, что время упущено. Ведь на развитие речи могут повлиять и проблемы со слухом, зрением, щитовидной железной и даже нервной системой, а также многие психические заболевания.
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду к пяти годам, в настоящее время уже устарело. Дело в том, что к этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, а наиболее благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 года. Именно в этом возрасте надо поинтересоваться, все ли хорошо у вашего ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что является нормой в три года, в четыре уже является отставанием.
Если же у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то в этом случае надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать так часто задаваемый логопедами вопрос: «А где вы были все это время?»
Чем раньше ребенка посмотрит логопед, тем больше вероятность исправить речь. Почти все речевые нарушения имеют под собой органическую основу, т.е. связаны с недоразвитием или особенностями строения коры головного мозга. А человеческий мозг развивается отнюдь не всю жизнь. Так, например, фонематический слух можно исправить фактически только до 5-6-ти лет, пока формируется зона Вернике, отвечающая за восприятие звуков человеческой речи (утверждают нейрофизиологи). Разумеется, если срок пропущен, не стоит опускать руки – в нашей жизни исправимо всё – просто это займет больше времени.
Кстати, "профосмотр" у логопеда необходимо проходить ежегодно, начиная с 1-2 лет. Дело в том, что речь, особенно в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.
Не так страшен логопед, как многие думают, на самом деле он обаятельный и симпатичный, а самое главное – нужный!